Гиперактивный
ребенок: мифы и реальность
Очень часто встречаются родители,
которые называют своего ребенка гиперактивным. Это определение можно услышать в
игровых парках и на детских площадках. Но это не просто качество, которым
обладает малыш, нужно быть осторожными в его употреблении. Не стоит каждого
легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории
детей с заболеваниями нервной системы. Упрямство и непослушание так же, как
капризы и баловство, — это варианты нормы, если не переходит в систему.
СДВГ
– синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- относится к пограничным психическим расстройствам
детского возраста, которые являются самыми распространенными видами
заболеваний.
По данным различных источников, ими страдает более 20% детей в возрасте от 3 до 11 лет. Причиной пограничных психических расстройств являются вредности, повреждающие мозг ребенка в перинатальном периоде развития. Это касается периода внутриутробного развития плода, начиная с 28 недель беременности до первых 7 суток жизни ребенка. Такими негативными факторами для развития плода могут быть сильный стресс, курение, алкоголь, недостаток питательных веществ, хронические заболевания женщины в ситуации беременности, сложные роды и их последствия. Так же причинами возникновения данного отклонения от нормы могут быть генетические особенности мамы, ребенка, родовая травма, инфекционные заболевания на первом году жизни или травмы головы различного характера. В основе данного диагноза лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Ее определяет невропатолог при помощи специальной диагностики. Именно врач ставит диагноз СДВГ, а не учитель, воспитатель или даже детский психолог.
По данным различных источников, ими страдает более 20% детей в возрасте от 3 до 11 лет. Причиной пограничных психических расстройств являются вредности, повреждающие мозг ребенка в перинатальном периоде развития. Это касается периода внутриутробного развития плода, начиная с 28 недель беременности до первых 7 суток жизни ребенка. Такими негативными факторами для развития плода могут быть сильный стресс, курение, алкоголь, недостаток питательных веществ, хронические заболевания женщины в ситуации беременности, сложные роды и их последствия. Так же причинами возникновения данного отклонения от нормы могут быть генетические особенности мамы, ребенка, родовая травма, инфекционные заболевания на первом году жизни или травмы головы различного характера. В основе данного диагноза лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Ее определяет невропатолог при помощи специальной диагностики. Именно врач ставит диагноз СДВГ, а не учитель, воспитатель или даже детский психолог.
Нет
двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр
проявлений.
В
первые годы жизни...
Первые проявления СДВГ иногда можно
наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно
чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету,
звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой), отличаются
громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят), могут немного
отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить
на 1-2 мес. позже остальных). При наблюдении таких детей можно заметить
небольшую задержку в их речевом развитии — малыши позже начинают изъясняться
фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они
позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).
Трёхлетний
возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в
этот период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается
первый, «трёхлетний кризис». Основное содержание этого периода — негативизм,
упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя
как личность, своё «Я».
Зачастую в 3-4 года, до поступления
ребёнка в детский сад, родители, наслышанные о «кризисе двух-трех лет», не
считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш
идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость,
расторможенность, неспособность ребёнка выполнить предъявляемые требования, то
это становится для родителей неприятной неожиданностью.
Названные проявления объясняются
неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми
требованиями и являются сигналом того, что ребенку нужна помощь. Мозг такого
ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации из-за
нарушения своих функций.
Возраст
6 — 7 лет
Признаки СДВГ становятся особенно
заметны с началом систематического обучения (в возрасте 6-7лет), когда ребенок
идет в 1 класс. Этот возраст является критическим для созревания мозговых
структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление.
Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что
проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью и часто сочетаются с тиками,
головными болями, а порой и страхами.
Диагностические
симптомы
Выделяют несколько признаков, которые
являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно
сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих
характеристик: гиперактивность,
импульсивность и невнимательность.
Гиперактивность
·
Частые беспокойные движения в кистях и
стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
·
Часто встает со своего места в классе во
время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
·
Проявляет бесцельную двигательную
активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
·
Обычно не может тихо, спокойно играть
или заниматься чем-либо.
·
Часто бывает болтливым.
Импульсивность
·
Отвечает на вопросы, не задумываясь, не
выслушав их до конца.
·
У него часто меняется настроение.
·
Обычно с трудом дожидается своей очереди
в различных ситуациях.
·
Ему нравится работа, которую можно
сделать быстро.
·
Когда кто-то из ребят на него кричит, он
тоже кричит в ответ.
·
Часто мешает другим, пристает к
окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
·
Часто совершает опасные действия, не
задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по
сторонам.
·
Это человек действия, рассуждать он не
умеет и не любит.
Невнимательность
·
Не способен удерживать внимание на
деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в
выполняемой работе и других видах деятельности.
·
Обычно с трудом сохраняет внимание при
выполнении заданий или во время игр.
·
Часто складывается впечатление, что
ребенок не слушает обращенную к нему речь.
·
Оказывается не в состоянии
придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением
домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано
с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
·
Испытывает сложности в организации
самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
·
Обычно избегает вовлечения в выполнение
заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения
(например, школьных заданий, домашней работы).
·
Часто теряет вещи, необходимые в школе и
дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
·
Легко отвлекается на посторонние
стимулы.
·
Проявляет забывчивость в повседневных
ситуациях.
·
Часто переходит от одного незавершенного
действия к другому.
Наличие
шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на
протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для
предположения наличия у ребенка СДВГ.
СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный
диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть
гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к
подростковому возрасту.
Важно, чтобы родители адекватно и
серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье,
искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на
себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и
последовательными, верили в успех своих детей.
Что
делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком?
Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения
гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители
гиперактивных детей и на которые детский психолог поможет ответить. Ведь
каждый ребенок уникален и нет одного единого ответа на все случаи. при
правильном воспитании и психолгической коррекции дети могут достичь больших успехов, как Черчилль, Эйнштейн, Эдисон и Моцарт, которые также страдали этим
симптомом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий