воскресенье, 13 августа 2017 г.

Гиперактивный ребенок: мифы и реальность

Очень часто встречаются родители, которые называют своего ребенка гиперактивным. Это определение можно услышать в игровых парках и на детских площадках. Но это не просто качество, которым обладает малыш, нужно быть осторожными в его употреблении. Не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. Упрямство и непослушание так же, как капризы и баловство, — это варианты нормы, если не переходит в систему.
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью -  относится к пограничным психическим расстройствам детского возраста, которые являются самыми распространенными видами заболеваний.
По данным различных источников, ими страдает более 20% детей в возрасте от 3 до 11 лет. Причиной пограничных психических расстройств являются вредности, повреждающие мозг ребенка в перинатальном периоде развития. Это касается периода внутриутробного развития плода, начиная с 28 недель беременности до первых 7 суток жизни ребенка. Такими негативными факторами для развития плода могут быть сильный стресс, курение, алкоголь, недостаток питательных веществ, хронические заболевания женщины в ситуации беременности, сложные роды и их последствия. Так же причинами возникновения данного отклонения от нормы могут быть генетические особенности мамы, ребенка, родовая травма, инфекционные заболевания на первом году жизни или травмы головы различного характера. В основе данного диагноза лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Ее определяет невропатолог при помощи специальной диагностики. Именно врач ставит диагноз СДВГ, а не учитель, воспитатель или даже детский психолог.

Нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр проявлений.

В первые годы жизни...
Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных). При наблюдении таких детей можно заметить небольшую задержку в их речевом развитии — малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается первый, «трёхлетний кризис». Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё «Я».
Зачастую в 3-4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители, наслышанные о «кризисе двух-трех лет», не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.
Названные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями и являются сигналом того, что ребенку нужна помощь. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации из-за нарушения своих функций.

Возраст 6 — 7 лет
Признаки СДВГ становятся особенно заметны с началом систематического обучения (в возрасте 6-7лет), когда ребенок идет в 1 класс. Этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью и часто сочетаются с тиками, головными болями, а порой и страхами.

Диагностические симптомы
Выделяют несколько признаков, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих характеристик: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Гиперактивность

·        Частые беспокойные движения в кистях и стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
·        Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
·        Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
·        Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
·        Часто бывает болтливым.

Импульсивность
·        Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
·        У него часто меняется настроение.
·        Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
·        Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
·        Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
·        Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
·        Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
·        Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность
·        Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
·        Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
·        Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
·        Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
·        Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
·        Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
·        Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
·        Легко отвлекается на посторонние стимулы.
·        Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
·        Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ.

СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к подростковому возрасту.
Важно, чтобы родители адекватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье, искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и последовательными, верили в успех своих детей.

Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые детский психолог поможет ответить. Ведь каждый ребенок уникален и нет одного единого ответа на все случаи. при правильном воспитании и психолгической коррекции дети могут достичь больших успехов, как Черчилль, Эйнштейн, Эдисон и Моцарт, которые также страдали этим симптомом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий